Любой владелец сайта может отследить активность посещающих его людей: сколько человек посетило сайт за определенный отрывок времени, в какие именно разделы заходили пользователи, сколько времени на них провели и что там делали. Эта информация помогает составить портрет целевой аудитории: сколько посетителям лет, какого они пола, чем интересуются. Благодаря этому можно развивать сайт в нужном направлении.
Аналитические системы
Специально для отслеживания посещаемости сайта существуют системы веб-аналитики. Некоторые их функции могут отличаться, но принцип работы в целом похож. Как правило, сервисы веб-аналитики состоят из трех частей: счетчика, сервиса, интерфейса. Яндекс имеет свою аналитическую систему — Метрику. Ею изо дня в день пользуются сотни тысяч людей. Метрика способна с высокой скорость обрабатывать большие объемы данных.
Как и прочие аналитические системы, Метрика использует основные термины. Зашедший на сайт человек именуется «Посетитель». При первом визите система присваивает браузеру пользователя индивидуальный идентификатор. По нему счетчик будет распознавать пользователя при последующих посещениях. «Просмотрами» обозначаются любые обращения к сайту. Даже когда пользователь обновляет страницу, это считается просмотром. «Визитом» именуется один сеанс работы с сайтом, даже если пользователь ничего там не кликал. За один визит пользователь может просмотреть десятки страниц. Метрикам сохраняет данные и о просмотрах, и о визитах.
Получение информации
Когда пользователь переходит на сайт Метрики, его браузер приступает к загрузке кода страницы. В то же время счетчик передает в Метрику идентификатор посетителя, название браузера им т. д. Аналитической системе не известны имя, фамилия ил другие данные пользователя. Идентификационный номер и другие параметры посетителя обозначаются цифрами, которые помогают в работе над сайтом.
Посетитель проводит время на сайте, а счетчик работает: собирает статистику и посылает ее Метрике. Пользователь открывает страницы, а счетчик отмечает просмотр. В случае продолжительного просмотра, дольше 15 секунд, система получает уведомление, что просмотр не окончен. Если пользователь задерживается на странице менее, чем на 15 секунд, система получает уведомление об отказе. Общий процент отказов позволяет понять сколько человек посетили сайт случайно, или он их не заинтересовал.
Счетчик отмечает все виды активности на странице: прокручивание, клики и т. д. Всю информацию об этих действиях владелец интернет ресурса может получить, посетив специальный отдел — Вебвизор. Кроме этого там можно узнать зарегистрировался ли посетитель на сайте, совершил ли покупку, просмотрел ли рекламный ролик.
Статистическая система может принять одного посетителя за двух, если он зашел на сайт дважды с разных устройств. Но бывает и наоборот, на сайт приходят несколько членов семьи с одного устройства, и система принимает их за одного посетителя.
У Метрики есть база данных, где хранится информация о посещаемости сайта. Хозяин интернет ресурса использует их для составления отчетов.
Если нужно оценить эффективность контекстной рекламы или SEO продвижения, то можно просмотреть общую статистику: возросло ли число просмотров, откуда приходили люди. Отчеты предоставляются сразу. Владелец интернет ресурса выбирает какой показатель его интересует, а система выдает результат.
Сохранение данных
Отчеты Метрика выдает в реальном времени. Хозяин сайта может изучить их структуру после запроса. Это занимает считанные доли секунды. Чтобы видеть полную картину, нужно постоянно заниматься сбором данных и обрабатывать их. Поэтому Яндексом была создана система управления базами данных (СУБД).
Существуют два типа систем управления базами данных: столбцовые и строковые. Вторые наиболее распространены. Эти СУБД хорошо подходят для обработки транзакций. Все данные располагаются на одной строке, в разных ячейках. Столбцовые СУБД больше подходят для аналитических запросов. В них информация хранится в виде столбцов.